Кафедра иностранных языков ведет свою историю с открытия Донецкого медицинского института в 1930 году.
В организации и становлении кафедры большую роль сыграл Эльгарт Яков Михайлович, окончивший филологический факультет Киевского университета, который стал первым заведующим кафедрой. Первыми преподавателями кафедры были: Гетговд А.А. (с 1934 по 1941), Михальский В.Г. – филолог-референт Сталинской областной медицинской библиотеки (с 1931 по 1937). На кафедре преподавали немецкий и английский языки (французский язык был введен с 1943 года). Иностранному языку уделялось достаточно большое внимание, до 1939 года иностранный язык был вступительным экзаменом в медицинский институт.
Во время эвакуации иностранный язык не преподавался.
Осенью 1943 года в Донецком мединституте возобновились занятия. Условия работы были крайне тяжелые. Морфологический корпус сожгли немецкие оккупанты. Заведующим кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка был назначен Матушевский Степан Иосифович, который вскоре уволился в связи с призывом в ряды Советской Армии. Кафедру возглавила Бланк Рита Михайловна, преподаватель немецкого и французского языков.
С 1946 года кафедрой заведовали: кандидат филологических наук Плотников Иван Алексеевич (с 1946 по 1948), к.ф.н., доцент Шелечник Лев Соломонович (с 1948 по 1951), старший преподаватель Андрианова Валентина Николаевна (с 1951 по 1953).
В 1956 году возглавил кафедру Третьяк Федор Андреевич. Во время Великой Отечественной войны Третьяк Ф.А. был гвардии рядовым, комсоргом батальона 54-ой стрелковой дивизии и награжден орденом «Красной Звезды», медалями: «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». За участие в Великой Отечественной войне из числа сотрудников кафедры правительственные награды также имели: старший преподаватель немецкого языка Ищук Яков Андреевич — орден «Отечественной войны», «Красной Звезды», «Славы 3-й степени» и медали «За освобождение Советской Карелии», «За победу над Германией»; лаборант Дука Иван Павлович — орден «Красной Звезды», медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги».
В 1960 году кафедра провела конференцию «Психологические основы преподавания иностранных языков» с участием доктора педагогических наук, профессора В. Беляева. Старшие преподаватели Ляшенко М.В. и Рихтер Е.Ф. составили два учебных пособия по немецкому языку для медицинских институтов и немецко-русский словарь для студентов-медиков, изданные «Высшей школой», г. Киев. В 1962-1963 гг. на кафедре была создана лаборатория речи, в которой студенты имели возможность совершенствовать навыки произношения, восприятия аутентичной речи на слух и говорения. С 1964 года кафедра начала внедрять в учебный процесс элементы программированного обучения. Во время посещения института иностранными делегациями из развивающихся стран и студентами из Магдебургской академии преподаватели кафедры работали переводчиками и вели переписку по обмену опытом в области медицинской науки между нашим университетом и Магдебургской медицинской академией в качестве переводчиков.
В 1973 году был сдан в эксплуатацию новый санитарно-гигиенический корпус, где размещались многие кафедры, в связи с этим кафедра иностранных языков расширилась, заняв весь третий этаж бывшего гигиенического корпуса.
С 1975 года кафедрой заведовали: доцент Ляшенко Майя Васильевна (с 1975 по 1976), к.ф.н., доцент Фадеев Валерьян Иванович (с 1976 по 1986), к.ф.н., доцент Томачинский Сергей Андреевич (с 1986 по 1997), доцент Шульгина Альбина Александровна (1997 по 2003).
С 2003 года по настоящее время руководителем кафедры является кандидат филологических наук, доцент Пузик Андрей Анатольевич, окончивший Горловский государственный педагогический институт иностранных языков им. Н.К. Крупской по специальности немецкий и английский языки. Дважды проходил стажировку в Германии. Во главе с заведующим кафедрой преподавательский состав внедряет современные методики преподавания иностранных языков. Среди них: коммуникативно-прагматичный подход, элементы дистанционного обучения, аутентичные тексты профессиональной направленности, что делает возможным развитие умений, навыков и способностей студентов гибко и эффективно пользоваться иностранными языками.