Сулаева О.Н., Прилуцкая И.А. (25-27.04.2013, Прага, Чехия)
25-27 апреля 2013 г. в Праге состоялась 8-я конференция ОРФЕУС: «Towards international PhD standarts»
Цель командировки – ознакомление с мировыми стандартами докторских программ, представление первых результатов внедрения PhD программы в ДонНМУ, поиск партнеров в разработке и реализации программы подготовки научно-педагогических кадров.
В конференции приняли участие более 180 представителей из 40 стран мира. В числе делегатов — руководители и координаторы PhD программ, а также PhD-студенты университетов Европы, США, Канады, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов. Среди делегатов были представители стран СНГ, включая Россию, Украину, Молдавию, Казахстан, Грузию.
На сегодняшний день в мире существует несколько моделей подготовки PhD.
Европейская модель строится на 3-4 годичном обучение по программе PhD, которая сочетает в себе элементы обучения и научное исследование. При этом в разных странах и вузах количество кредитов на программу обучения варьирует, в среднем — 30 ECTS (6 мес). В Американской системе подготовки научных кадров PhD программе, направленной на научное исследование, предшествует программа Umbrella, которая включает только обучение. В систему обучения по программе Umbrella входят биостатистика, этика и методология научного исследования, фундаментальные дисциплины. Кроме того, на данном этапе кандидаты на PhD программу изучают генетику и эпигенетику, биохимию и молекулярную биологию. Такое углубление знаний позволяет создать фундамент для последующей разработки новых методов диагностики, коррекции и профилактики.
Таким образом, обучение PhD-студентов, независимо о стран и университетов, является обязательным компонентом PhD-программ. Прохождение каждого обучающего курса верифицируется сертификатом. В конечном итоге, координаторы программ оценивают общее количество кредитов, которое должно соответствовать принятым в стране и вузе стандартам. Выбор обучающих курсов осуществляет PhD-студент совместно с научным руководителем. В европейских программах принята межвузовская и международная ротация аспирантов – кратковременные курсы по мультидисциплинарным минипрограммам, стажировки в клиниках и лабораториях. При отсутствии необходимого количества кредитов PhD-студент не может завершить программу и быть допущенным к публичной защите диссертации.
Несмотря на разнообразие программ, в ходе конференции, руководители и координаторы PhD программ пришли к соглашению об общих стандартах PhD-программ в мире, которые включают:
1. Условия зачисления на программу – конкурсный отбор, элементами которого являются
— наличие степени Мастера или магистра
— наличие фактов, подтверждающих высокую вероятность освоения кандидатом PhD программы (успеваемость, рекомендации, язык).
— наличие опыта выполнения научного исследования
2. Междисциплинарость – предполагается, что PhD программа не может быть реализована в рамках одной дисциплины. Для выполнения качественного научного исследования необходимо знание, как минимум, биостатистики, методологии научного исследования, смежных дисциплин, навыков общения и презентации данных и пр.
3. Обучение – минимальный объем программы обучающих курсов должны быть не менее 30 кредитов.
4. Научное руководство — к обучению аспирантов должны привлекаться лучшие ученые, активно выполняющие научные исследования, и владеющие новейшими данными в преподаваемой области. При этом большинство вузов Европы, Канады и США привлекают к обучению не только резидентов, но и аспирантов из других стран, обеспечивая циркуляцию знаний в научной среде.
5. Руководители аспирантов – должны быть ученые, активно выполняющие научные исследования. Желательным является фактор наличия грантов у научного руководителя, определяющего финансовую свободу в выполнении научного исследования и поддержке аспирантов. На сегодняшний день оптимальным читается наличие 2 руководителей.
6. Научная среда – научное исследование не может выполняться там, где нет достаточного материально-технического обеспечения. Научная среда – обеспечивает достоверность получаемых научных данных. Немаловажным фактором для аспиранта является при этом умение работать в команде.
7. Качество научного исследования подтверждается наличием публикаций в рецензируемых научных изданиях. Минимальным считается наличие 3 публикаций.
8. Оригинальность научного исследования – выполняемые аспирантом исследования должны включать его личный вклад. Подтверждением этого является наличие среди публикаций хотя бы 1 работы, где аспирант является 1 автором.
Заключение: Подготовка докторских программ является важным стимулятором развития академической среды, а докторские программы являются индикатором (научным лицом) университета. Разработка национальных докторских программ – условие развития национальной и интернационально науки.