Воспитательная работа

Проводится воспитательная работа с обучающимися с целью предотвращения проявлений экстремизма и терроризма в соответствии с Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности», приказами и методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации.

В план работы кафедры ежегодно включаются и выполняются мероприятия по профилактике и борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма в университете.

Так, в сентябре 2023 в социальных сетях кафедры были размещены фото и видео материалы, приуроченные к Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября).

В октябре в Лаборатории психического здоровья было проведено анкетирование с помощью специальных опросников, выявляющих склонность к экстремизму.

В 2023 году двое сотрудников кафедры дистанционно приняли участие во Всероссийском форуме «Антитеррористическая защищенность и профилактика деструктивных поведений в образовательных организациях», прошли образовательный курс (36 часов).

В январе 2024 с обучающимися в структуре практических занятий были проведены мероприятия с просмотром презентации «Методы информационно-психологического влияния, применяемые украинскими подразделениями информационно-психологических операций против участников СВО, их родственников и других граждан».

Воспитательная работа проводится сотрудниками кафедры как на практических и семинарских занятиях, так и в Лаборатории психического здоровья, которая функционирует с 2021 года на базе кафедры психиатрии, медицинской психологии, психосоматики и психотерапии [с лабораторией психического здоровья].

Основная цель Лаборатории – поддержание психологического здоровья и благополучия обучающихся и сотрудников университета, создание психолого-педагогических условий для эффективного вхождения студентов в образовательное пространство Университета, их успешной адаптации к образовательному процессу, раскрытия и актуализации познавательно-личностного потенциала и сохранения контингента обучающихся.

Для достижения цели сотрудниками решаются следующие задачи:

  1. Реализация, совершенствование и оптимизация психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих и имеющих трудности в адаптации студентов. Обобщение и распространение опыта этой работы, разработка предложений по ее улучшению.
  2. Разработка психолого-педагогических основ личностно-развивающего образования в медицинском вузе и реализация фасилитационного педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  3. Содействие всем субъектам образовательного процесса в создании условий для раскрытия и активации личностного потенциала и познавательных способностей студентов, развития у них учебно-профессиональной мотивации к качественному освоению содержания преподавания и позитивному результату обучения по дисциплинам.
  1. Обеспечение профессорско-преподавательского состава Университета консультированием по психолого-педагогическим и этическим проблемам личностного становления и самореализации студентов и преподавателей.
  2. Психолого-педагогическая диагностика уровня когнитивно-личностного развития и познавательного потенциала студентов и особенностей образовательной среды, оказывающих негативное влияние на успешность их приспособления к образовательному процессу;
  3. Определение и конкретизация причин, механизмов формирования первичной неуспеваемости студентов и накопления ими академической задолженности; мониторирование объективных (образовательная среда) и субъективных (психологических) факторов, способствующих формированию академической задолженности;
  4. Составление электронной базы данных о студентах, нуждающихся в различных формах психолого-педагогической поддержки;
  5. Разработка и экспериментальное обоснование эффективной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической поддержки студентов, испытывающих трудности в адаптации к условиям учебной деятельности и межперсональному взаимодействию в новой для них культурно-образовательной среде Университета;
  6. Создание и внедрение целевых коррекционно-развивающих психолого-педагогических рекомендаций, направленных на более успешное приспособление слабоуспевающих студентов к требованиям вузовской подготовки специалистов, профилактику неуспеваемости и преодоление ими академической задолженности;
  7. Разработка индивидуальных личностно-ориентированных технологий психолого-педагогической поддержки студентов, имеющих слабую адаптацию к образовательному процессу вуза, направленную на координацию усилий по активации их личностно-познавательных ресурсов и способностей к самоорганизации;
  8. Содействие в оказании адресной психолого-педагогической помощи и реализации личностно-развивающих стратегий обучения студентам, имеющим проблемы в обучении, поведении или общении с учетом их индивидуальных (половозрастных, психологических, психофизиологических) особенностей и факторов образовательной среды, влияющих на раскрытие и развитие личностно-познавательных ресурсов студентов;
  9. Оказание консультативной и психолого-коррекционной поддержки студентам с деструктивными формами эмоциональных и поведенческих реакций на трудности в адаптации к образовательной среде;
  10. Разработка механизма ликвидации академической задолженности, предусматривающего глубокий анализ объективных и субъективных ее причин и обоюдную ответственность кафедры (преподавателя) и студента за результаты учебно-образовательной деятельности;
  11. Оценка эффективности системных мер, предпринимаемых в Университете для повышения потенциала образовательной среды, активации личностных ресурсов и сохранения контингента студентов.

В соответствии с целями и задачам Лаборатории происходит разносторонняя работа с различными контингентами обучающихся и сотрудников вуза.

Базовые контингенты представлены:

  1. Студентами первого курса, находящимися в адаптационном периоде в связи с поступлением в вуз.
  2. Студентами университета, испытывающими тяжелые переживания и психологический дискомфорт, связанные с недостаточной адаптацией к актуальным событиям (COVID-19, СВО).
  3. Студентами университета, имеющими академическую задолженность и находящимися в группе риска.
  4. Студентами, работающими в лечебных учреждениях, а также претендентами на должность среднего и младшего медицинского персонала среди студентов.
  5. Студентами, имеющими индивидуальные запросы в связи с актуальными для них трудностями (конфликты в семье и быту, трудности в самоопределении, смерть близких родственников и т.д.)
  6. Студентами, имеющими трудности в адаптации в связи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  7. Сотрудниками, имеющими трудности в адаптации к актуальным изменениям.
  8. Преподавателями, работающий с ранее перечисленными и иными категориями обучающихся.

В ходе работы сотрудники Лаборатории реализуют разнообразные подходы к выявлению дезадаптационных тенденций: скриннинговые тесты, исследование различных адаптационных ресурсов, оценка социально-демографических условий, клинико-психологическое исследование (наблюдение, беседа, интервью). Ежегодно Лаборатория наращивает методический арсенал и расширяет спектр изучаемых феноменов, а также охватывает все больший контингент исследуемых.

В постоянный методический аппарат Лаборатории входит большое число опросников и тестовых методик, направленных на оценку различных компонентов адаптационных ресурсов:

  1. Анкетный комплекс, позволяющий проанализировать социально-демографические параметры различных контингентов исследуемых.
  2. Тест Жизнестойкости Мадди в адаптации Леонтьева и Рассказовой, позволяющий оценить вовлеченность, склонность к контролю и принятию риска у обучающихся медицинского университета.
  3. Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана, позволяющий проанализировать ведущие поведенческие стратегии студентов в условиях неопределенности.
  4. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз-2», направленная на определение уровня нервно-психической устойчивости у студентов и позволяющая оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов.
  5. Анкета импульсивных тенденций, которая позволяет оценить уровень импульсивности и определить характерные социальные паттерны в различных обстоятельствах.
  6. Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора — опросник Норакидзе, а также Шкала тревоги Бека – методики, направленные на выявление уровня тревожности у обучающихся.
  7. Шкала депрессии Бека, направленная на выявление депрессивности среди обучающихся, а также прицельную оценку отдельных феноменов, характерных для депрессивного состояния.
  8. Опросник PCL-5, направленный на выявление симптомов посттравматического стрессового расстройства у студентов вуза.
  9. Диагностика уровня эмоционального выгорания, направленная на оценку степени выгорания и готовности к профессиональной деятельности.
  10. Новый опросник толерантности к неопределенности, предназначенный для измерения такой личностной характеристики, как толерантность к неопределённости. Включает 3 компонента: собственно толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностную интолерантность к неопределенности.
  11. Уровень субъективного контроля, позволяющая оценить способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.
  12. Тест – «Поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас-Килманн)», выяавялющий типичную реакцию человека на конфликт.
  13. Опросник «Нервно-психическая адаптация, который предназначен для проведения уровневой оценки психического состояния в различных экстремальных ситуациях.
  14. Тест межличностных отношений, предназначенный для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
  15. Тест «Индивидуально-типологический опросник (ИТО)», представляющий собой личностную психодиагностическую методику, основанную на теории ведущих тенденций.

В зависимости от целей исследования методический набор корректируется.

В ходе проведения психодиагностического исследования было выявлено, что обучающиеся в основном полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей, они сами не считают себя способными контролировать свою жизнь, процессы профессионального и личностного развития.

В рамках воспитательной и психопрофилактической работы сотрудники кафедры / Лаборатории психического здоровья способствуют развитию у обучающихся навыков проблемно-решающего поведения, приобретению ими нового опыта социального взаимодействия, обучают поиску альтернативных способов решения проблем и побуждают к изучению новых подходов к выполнению задач (с учетом факта нахождения в зоне вооруженного конфликта).

В Лаборатории психического здоровья с этой целью разработаны и проводятся:

  1. Тренинги коммуникативных навыков, адаптированные под условия окружающей действительности.
  2. Тренинги, направленные на проактивное решение проблем.
  3. Психообразовательные мероприятия, повышающие осведомленность студентов об особенностях их психического состояния.
  4. Групповые библио- и кинотерапевтические занятия, нацеленные на расширение репертуара поведенческих реакций.

Отдельное внимание уделяется студентам, имеющим значительные трудности в адаптации, а также студентам с ограниченными возможностями здоровья. Для таких студентов разрабатывается специальная образовательная траектория, предполагающая более плавную адаптацию к учебному процессу, включающую поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава и работников Лаборатории.

Сотрудниками Лаборатории разработана программа ежегодных «скринингов» для выявления наиболее уязвимых категорий обучающихся с целью дальнейшей индивидуальной точечной работы. Кроме того, готовятся образовательные мероприятия среди кураторов (преподавателей и студентов), закрепленных за группами первокурсников, с целью повышения их осведомленности об особенностях поведения в ситуациях неопределенности, а также алгоритмах реагирования на него.

В своей работе сотрудники Лаборатории руководствуются принципами когнитивно-поведенческой терапии трех волн, как наиболее эффективного метода для терапии большинства невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств, в соответствии с данными клинических рекомендаций.

Также активно используется системная семейная психотерапия, а при необходимости – меры экстренной психологической помощи.

Сотрудники кафедры / Лаборатории постоянно повышают свою квалификацию, проходят курсы повышения квалификации. За 2023 год сотрудниками были посещены: ПК «Духовно-нравственное воспитание и социальная культура современного российского общества»; ПК «Инклюзивное обучение и разработка адаптированных образовательных программ в вузе»; ПК «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»; ПК «Актуальные вопросы психологической и психотерапевтической помощи лицам, пережившим тяжелый стресс и членам их семей для преподавателей кафедр психиатрии, психотерапии, наркологии»; ПК «Посттравматическое стрессовое расстройство (для преподавателей ВУЗов)»; ПК «Суицидология и кризисная психиатрия (для преподавателей ВУЗов)», ПК «Взаимодействие куратора практики с обучающимися с инвалидностью, в том числе с применением дистанционных технологий».

На постоянной основе сотрудники Лаборатории присутствуют на вебинарах и круглых столах, посвященных психологическим проблемам молодежи в быстро меняющихся условиях.

Лаборатория психического здоровья демонстрирует высокую эффективность в оказании помощи обучающимся, создании для них благоприятного социально-психологического климата в университете, адаптации к актуальным условиям среды.

Задачи, решение которых планируется сотрудниками Лаборатории на 2025 календарный год:

  1. Улучшение стратегии проведения психообразовательных мероприятий, формирование нативных алгоритмов пропаганды психологического благополучия. Включает подготовку справочных материалов, стендов, заметок в СМИ вуза о важности различных форм психопрофилактики.
  2. Разработка актуальных индивидуальных и групповых подходов оказания психологической помощи обучающимся и сотрудникам вуза. Включает в себя изучение актуальных проблем адаптации, формирование психологической гибкости с применением техник терапии принятия и ответственности, элементов диалектической поведенческой психотерапии.
  3. Разработка и внедрение новых кризисных интервенций, обновление алгоритмов оказания экстренной психологической помощи.
  4. Активная разработка и внедрение программ повышения адаптационных возможностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их состояния. Формирование индивидуальной образовательной траектории для лиц с ОВЗ.
  5. Оценка психологического состояния отдельных категорий студентов (претендентов на выполнение профессиональной деятельности в роли среднего и младшего медицинского персонала; выпускников университета; абитуриентов и др.) и разработка программ по повышению адаптационных возможностей в контексте предстоящей деятельности.

Просмотров 3

Click to listen highlighted text!