Ласачко Светлана Анатольевна – профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии, детской и подростковой гинекологии ФИПО ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России. Окончила Донецкий государственный медицинский институт им. М. Горького по специальности «Лечебное дело» в 1991 г. С 2000 г. кандидат медицинских наук по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология»; с 2021 г. доктор медицинских наук по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология»; в 2011 присвоено ученое звание доцента.
Основное место работы: профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии, детской и подростковой гинекологии ФИПО ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России. Педагогический стаж 16 лет.
Выбор профессии связан с семьёй. Светлана Анатольевна потомственный медик. С детства дома слышала разговоры родителей о работе и сколько себя помнит, всегда хотела быть врачом, другие варианты не рассматривались. Акушерство и гинекологию выбрала, уже обучаясь в мединституте после практики 3-5 курсов в различных отделениях: терапии, хирургии, урологии, родильном. После окончания интернатуры работала в различных отделениях, постепенно все больше увлекаясь гинекологической эндокринологией.
Путь в науку и выбор научного направления – целиком и полностью решение её учителя, профессора Чайки Владимира Кирилловича. Именно ему принадлежит идея создания первого маммологического центра в стенах акушерско-гинекологического учреждения.
Такое его решение определило для Светланы Анатольевны научное и педагогическое направление. В 2021 году под руководством Владимира Кирилловича успешно защитила докторскую диссертацию на тему: «Нарушения репродуктивного здоровья у женщин с дисгормональными заболеваниями молочных желез: патогенез, диагностика, лечение и профилактика». На кафедре организованы курсы тематического усовершенствования для акушеров-гинекологов на тему диагностики и лечения заболеваний молочных желез. До сегодняшнего дня этот цикл чрезвычайно востребован и пользуется большой популярностью у слушателей и не только акушеров-гинекологов. На этом цикле слушатели приобретают знания и практические навыки, находящиеся на стыке таких специальностей, как акушерство и гинекология, онкология, хирургия, эндокринология. Рассматриваются не только вопросы ранней диагностики опухолей и дисгормональных заболеваний молочных желез, но и связь этих заболеваний с нарушениями репродуктивного здоровья, контрацепция для этих пациенток, решение различных проблемных вопросов от пубертата до менопаузы с учётом состояния молочных желез, а также значительная часть посвящена поддержке грудного вскармливания.
Главный Учитель и Наставник Светланы Анатольевны – профессор Чайка Владимир Кириллович научил её не только азам профессии, стремлению к совершенствованию, постоянной работе над собой, но и отношению к каждой пациентке как к своей родственнице, он постоянно повторяет и сегодня это молодым докторам: «Относитесь к каждой пациентке как будто она Ваша родственница». Как отметила Светлана Анатольевна, главные качества Владимира Кирилловича – это, конечно же, высочайший профессионализм, широта взглядов, постоянное стремление к новому и современному, гибкий ум, честность в профессии, любовь к родному краю и его людям, глубочайшее уважение к материнству и женщине. Учитель не останавливается на достигнутом, в нём кипит вулкан новых идей, проектов и планов.
Работая под его руководством, часто сравнивала Владимира Кирилловича со своим отцом, доцентом кафедры онкологии Фефеловым Анатолием Иосифовичем, которого также считает своим учителем. Ведь это именно он привел Светлану Анатольевну в медицину, с ним, будучи студенткой, обсуждала дома дни в медицинском институте, отец каждый день спрашивал: «Чему вас сегодня научили?».
Слово «педагог» на взгляд Светланы Анатольевны, очень ёмкое. В него вложен глубокий смысл, подразумевающий не только преподавание определенных дисциплин, но и передачу знаний. Отношение к учителю, педагогу всегда, во все времена и у всех народов было чрезвычайно уважительным. Наряду с передачей знаний и опыта, что уже само по себе значимо и важно, педагогу принадлежит и воспитательная миссия. В процессе обучения педагог делится своим мировоззрением, примером демонстрирует основы культуры, логики, навыки коммуникации, решения сложных и проблемных ситуаций.
Слово «наставник» ещё более ёмкое, так как подразумевает большую глубину общения ученика и учителя. Наставник является педагогом, воспитателем, примером, но также и направляет своих учеников, давая им возможность развиваться самостоятельно, делать свой правильный выбор, зачастую все это происходит незаметно или ненавязчиво, помогая ученикам раскрывать новые грани мира самостоятельно, наблюдая за ними.
Поэтому нельзя сказать, что наставничество – это возврат к прошлому. Это совершенно другой, более глубокий, духовный уровень взаимодействия ученика и учителя. Наставничество не исключает использования современных методов, средств и методик преподавания, но не ограничивается ими. Наставничество эффективно только при наличии взаимного доверия.
Сегодня наставничество в России очень актуально и переживает новый подъем, можно сказать, возрождение. Именно возрождение, так как наставничество относится к традиционным российским ценностям и имеет многовековую историю. В России слово «наставник» издавна употреблялось в значении «учитель, воспитатель». Наставниками назывались лучшие и опытнейшие учителя. Постепенно наставничество распространилось во все сферы общественной жизни: производство, образование, воспитание. Наиболее известными наставниками, посвятившими себя как молодому поколению, так и развитию педагогики, являются А. В. Луначарский, А. С. Макаренко.
В медицине наставничество занимает особое место. В ней такая система существует традиционно: молодой врач сначала всегда работает под руководством старшего, который является его наставником. Наставничество сегодня скорее рассматривается как помощь начинающему коллеге (рабочему, врачу, педагогу) опытными работниками и как метод оказания поддержки в процессе учебы и развития карьеры.
Как отмечает Светлана Анатольевна, системы баддинга и коучинга, безусловно, имеют положительные стороны и являются современными педагогическими методиками. Конечно, понятие наставничества гораздо более широкое и ёмкое, такие отдельные методики не могут его заменить. Однако, как и в каждой методике, для них есть свое место. Если учитывать сферы применения и ограниченность данных методик, чередование их с другими педагогическими методиками и средствами может повысить эффективность обучения, исходя из конкретных задач на каждом этапе.
Поддержка и распространение наставничества, по мнению Светланы Анатольевны, должны обязательно присутствовать в программах развития и работы с персоналом всех учреждений. Такой подход позволит новым и молодым работникам быстрее освоиться на рабочем месте, влиться в коллектив, достичь максимальных карьерных результатов, обеспечит формирование командного подхода в работе. Кроме того, наставничество должно поощряться и всячески поддерживаться, необходимо, чтобы в коллективе была сформирована атмосфера уважения к институту наставничества, и в то же время бережного уважительного отношения к неопытным сотрудникам, их поддержка.
При преподавании Светлана Анатольевна старается наряду с классическими методами (лекции, практические занятия, работа с литературой) максимально использовать интерактивные методики: разбор клинических случаев, решение тестовых и ситуационных заданий, работа с муляжами, курация больных для максимального вовлечения слушателей.
При индивидуальной работе с молодыми врачами старается максимально увеличить долю их самостоятельной работы путем заданий, например, найти литературу по определенной теме с последующим обсуждением в коллективе, самостоятельная курация больных с последующим консультативным разбором.
По мнению Светланы Анатольевны, наставничество играет ключевую роль в системе профессионального образования врача. Система взаимоотношений учитель-наставник-ученик даёт максимум возможностей для самостоятельного развития будущего или молодого врача под присмотром направляющего более опытного коллеги. В то же время, при общении с учеником наставник также обогащается новым опытом, в том числе педагогическим, а также осваивает современные технологии, без которых на сегодняшний день образование и поддержание современного уровня профессиональной компетенции невозможно.
Именно развитие и расширение института наставничества может предоставить наиболее широкие и полные перспективы последующего развития медицины с учётом смены поколений.