Мамедов Валерий Шабанович

 Мамедов Валерий Шабанович – 1949 года рождения, окончил в 1974 году военно-медицинский факультет при Горьковском медицинском институте по специальности «Лечебно-профилактическое дело»,  присвоена квалификация «военный врач». Первичная специализация по хирургии с ВПХ при 65-ой интернатуре   медицинского состава ГСВГ, в 1983 году 1 факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова по специальности «Военно-полевая хирургия».

С 1972 г. по 2005 г. проходил службу в Вооруженных Силах на различных должностях, участник ликвидации аварии на ЧАЭС в июле 1986 года. Награжден орденом «За службу Родине» в ВС СССР III степени и медалями, полковник медицинской службы запаса. С 2001 г. – старший преподаватель–начальник цикла медицина катастроф, с 2006 г. – заместитель начальника – начальник учебной части кафедры медицины катастроф и военной медицины ДонГМУ им. М. Горького. С 2011 г. – ассистент кафедры гигиены, экологии и БЖД, учебный доцент на циклах БЖД, медицина катастроф, гражданская оборона. С 2015 г. – заведующий кафедрой БЖД и медицины катастроф. С 2017 г. – заведующий кафедрой военной медицины и медицины катастроф. С 2021 г. – старший преподаватель кафедры БЖД и медицины катастроф. Педагогический стаж 48 лет 9 мес. Член городского совета ветеранов, председатель комиссии профкома ДонГМУ им. М. Горького по работе с ветеранами ВОВ и труда. Член редакционного совета научно-практического журнала «Вестник гигиены и эпидемиологии».

Говоря о наставниках, мы часто вспоминаем учителей, воспитателей, и это правильно! В жизни Валерия Шабановича было много педагогов, о большинстве из них – Н. М. Амосове, А. А. Шалимове, К. Т. Овнатаняне, А. Я. Губергрице, Г. П. Кондратенко, А. М. Белозерцеве, у него самые тёплые и сердечные воспоминания. Но, самый главный наставник в его жизни – это отец-военный врач, прошедший путями Великой Отечественной войны. Благодаря им не только многого достиг в профессии, но и старается по-доброму относиться к людям, сопереживать и поддерживать тех, кому это необходимо, быть настоящим другом и понимающим коллегу наставником.

Преимущества наставничества: возможность организации обучения с минимальными затратами энергии, только полезные в практической деятельности навыки и знания «без воды»; экономия времени на вхождение в курс дела; возможность не тратить ресурсы на освоение нюансов, которые можно решать по готовой технологии; более быстрое знакомство с корпоративными стандартами, чем без процедуры наставничества; более здоровая атмосфера в коллективе, воспитание навыков командной работы, взаимовыручки и взаимопомощи. И наконец, возможность быстрой передачи знаний и навыков, необходимых для улучшения показателей работы коллектива.

В России система наставничества зародилась в 20-30-е годы прошлого века. В эти годы в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате обучения в образовательных учреждениях, но и на производстве, в иных отраслях экономики. Для российской педагогики проблема наставничества всегда оставалась предметом особого внимания. Например, в XIX в. о наставничестве размышлял
К. Д. Ушинский. Основоположник отечественной педагогики подчёркивал, что существует прямая зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства и знаний наставника. «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», который был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе», — писал Ушинский. Постепенно наставничество перешло и на производственные площадки с целью «передачи передовых методов труда». Затем наставничество перекочевало во все сферы жизни советского общества – на предприятия, государственную службу, в учреждения и вузы. Особую роль наставничество играло в профессиональном и нравственном воспитании молодежи СССР. Советское общество рассматривало наставничество как залог успешной карьеры.  Развитие наставничества породило целый ряд «дочерних» форматов обучения, которые необходимо четко отграничивать от материнского первообраза. Речь идет о так называемом баддинге и коучинге. Баддинг представляет собой практику, в рамках которой за новичком закрепляется один из старожилов коллектива, перед которым поставлена вполне конкретная задача – выстроить доверительные отношения с новым сотрудником и помочь ему наладить контакты с другими коллегами. В отличие от наставничества, баддинг не предполагает передачу уникального производственного опыта новому члену коллектива. Коучинг отличается от наставничества за счет вектора своих целей. Наставник должен не просто добиться выработки у подопечного определённых навыков и знаний, необходимых для решения прикладных задач. Для него важно, чтобы ученик действовал осмысленно, понимал, для чего и почему он проделывает те или иные манипуляции. За счет чего в сознании новичка формируются концептуальные представления об алгоритме собственной деятельности. Чтобы запомнить отличия наставничества, достаточно закрепить в памяти две базовые задачи этого формата обучения. К ним относятся обеспечение профессионального развития (т. е. передача уникального прикладного опыта, формирование осознанного отношения к рабочим процессам и укрепление мотивации) и социокультурная адаптация. Распространение наставничества должно развиваться на добровольной основе. Вокруг педагога-наставника формируется группа студентов. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Работа ведётся над теми ценностями, в которых видят смысл и студенты, и педагог. Наставник помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения. В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills. Эффективность участия в программе наставничества оценивается через анкетирование до/после. Оптимальным подходом к обучению наставничеству на современном этапе представляется обучение, включающее компетентностный уровень (развитие комплекса надпрофессиональных компетенций и навыков обучения) и технологический уровень (подготовка профессиональных наставников по системам, аналогичным TWI). Необходимо сформировать систему обмена опытом и лучшими практиками наставничества за счет развития специального общественного движения, создания интерактивной интернет-площадки, формирования сети территориально-отраслевых центров наставничества. Требуется разработка систем мотивации наставников, предусматривающая моральную мотивацию (через повышение статуса наставника) и материальную мотивацию. Разработка и принятие профессионального стандарта в сфере наставничества сыграют хорошую роль в развитии наставничества, поскольку это позволит формализовать требования к наставнику, увеличить эффективность его работы, будет способствовать развитию программ подготовки наставников и разработке соответствующих методик. Необходимость развития системы наставничества является толчком для развития соответствующей нормативной правовой базы, включая: возможные изменения в трудовом законодательстве, положения соглашений системы социального партнерства, пакета методических рекомендаций по наставничеству в учебных учреждениях.

Наставничество нельзя сводить к простой передаче конкретных приемов трудовой деятельности, оно имеет и духовное измерение. В своей высшей форме наставничество проявляется как трансляция важнейших ценностей человеческого общения и установок данной культуры. Следует понимать, что прививать гуманитарную культуру среди студентов – медиков и врачей совершенно необходимо. Культура не передается с генами. Она должна целенаправленно выращиваться. Для этого, учитывая недостаток часов в учебном процессе, в наставничестве надо использовать самообразование, менторство, коучинг. В этом громадную роль играет личность самого наставника. При организации наставнической деятельности следует учитывать специфику становления студента в вузе, которая связана с этапами взросления, психологическими изменениями, условиями учебно-воспитательного процесса, требованиями к подготовке будущего специалиста и выработке у него соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, общечеловеческих, духовных и национальных ценностей.

 

Просмотров 297