Андреева Валентина Федоровна

     Андреева Валентина Федоровна, доцент кафедры физиологии с лабораторией теоретической и прикладной нейрофизиологии им. акад. В. Н. Казакова, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической деятельности – 53 года, стаж в должности заместителя декана стоматологического факультета —  26 лет.

Её мама, не имя возможности закончить медицинское образование в годы войны, с детства прививала любовь к медицине. Поэтому вопрос выбора профессии для неё был предрешен еще с детства. Поступив в 1964 г. в ДонГМИ им М. Горького, со 2 курса была активным членом студенческого научного кружка по физиологии, участвовала в научных экспериментальных исследованиях. Глубокая заинтересованность вопросами науки о функционировании организма предопределила дальнейший выбор профессии, и в 1970 году, по окончании вуза, поступила в аспирантуру на кафедру физиологии. Результатом проведения научных исследований по негазообменным функциям дыхательной системы стала защита кандидатской диссертации в 1973 году. С тех пор и уже на протяжении многих лет профессиональная деятельность Валентины Федоровны связана с кафедрой физиологии.

Своим первым наставником по праву считает доцента кафедры физиологии Маевскую Надежду Владимировну, которая привила ей интерес к исследовательской деятельности и любовь к этой многогранной фундаментальной науке. Надежда Владимировна прекрасно владела экспериментальными методиками, способствовала формированию исследовательского интереса, научного кругозора и клинического мышления. Также наставническую роль сыграл Казаков Валерий Николаевич  в педагогическом становлении Валентины Федоровны.  Его жизненная мудрость, коммуникативные приемы и способы донесения информации помогали ей в стремлении мотивировать и прививать любовь к медицине абитуриентам на подготовительных курсах и в деканатской работе со студентами стоматологического факультета на протяжении долгих лет.

Валентина Федоровна считает, что педагог всегда является наставником, так как он в силу своей профессиональной деятельности должен не только обучать будущей профессии, но и способствовать формированию нравственных качеств будущих врачей, мотивировать на обучение, помогать в адаптации к учебному процессу, да и просто быть примером. Институт наставничества существует не один век, всегда ценились семейные династии в различных ремеслах, передача опыта уважаемыми передовыми работниками на производствах, трудовое воспитание и формирование морального облика человека в профессии на положительных примерах, что в советское время даже являлось элементом коммунистического воспитания. Поэтому практика наставничества для всех нас близка и является доброй традицией.

Как отметила Валентина Федоровна, практику наставничества считает более приоритетной перед ее зарубежными альтернативными вариантами. Например, минусом коучинга считает кратковременность сотрудничества и узость направленности, в то  время как наставник помогает развиваться не только в профессии, но и в других областях, а также учит своим примером и поддерживает наставляемого длительное время. Баддинг может быть приемлем между сотрудниками кафедры, но не подходит для модели общения преподаватель-студент.

В педагогике процесс преподавания неразрывен с наставничеством, а в воспитательной деятельности сотрудников деканата — и подавно. Так как обязательно не просто дать знания, а быть личным примером человека, достигшего определенного уровня в данной профессиональной среде. Как говорится, наставник уже поднялся на ту гору, на которую вы только собираетесь. Однако невозможно навязать авторитет или заставить человека перенимать опыт, если нет желания, только по указке. В случае перехода наставничества в ранг обязанностей, не исключен момент формализации и работы наставника «для галочки». Поэтому наставничество возможно только на добровольной основе.

Валентина Федоровна считает, что даже к самому нерадивому студенту необходимо относиться с уважением, не пытаться демонстрировать свое преимущество, не пытаться его напрямую поучать, чтобы не вызывать негативное отношение, а наоборот давать «аванс» и мотивировать. Институт наставничества традиционно и успешно функционирует в нашем обществе. Вряд ли удастся загнать наставничество в нормативно-правовые рамки или подвести под какие-то стандарты. Но для создания благоприятствующей среды для развития и работы наставников, необходимо разрабатывать меры моральной и материальной поддержки. Чтобы у людей, которые могут поделиться знаниями, опытом, были на это и силы, и время, и желание. Сотрудник, перегруженный работой, морально или физически изнуренный, не найдет ресурсы для коммуникации, поддержки подопечного.

 

Просмотров 213