Соколов Валерий Николаевич

Соколов Валерий Николаевич – доцент, кандидат медицинских наук, работает на кафедре педиатрии № 3 Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького, стаж педагогической деятельности – 36 лет.

По рекомендации доцента Виненцовой Т. П. поступил в Донецкий государственный медицинский институт им. М. Горького на педиатрический факультет. После окончания вуза в 1973 г. работал участковым педиатром, врачом-ординатором, заведующим детским отделением. Закончил клиническую ординатуру, а после защиты кандидатской диссертации был приглашен профессором Остропольцем С. С. на кафедру педиатрии, где и работает по настоящее время.

Наставником Валерия Николаевича являлся заведующий кафедрой педиатрии, профессор Острополец С. С. У него он научился клиническому мышлению, методам работы с пациентами, методам диагностики.

Понятие наставничества уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени и появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик. Преподавателю необходимо подготовить молодого специалиста, ввести его в профессию. Вот мы и обучаем, корректируем, подсказываем, наблюдаем, как преподаватели. Наставничество – это не возврат к прошлому. Наставничество должно совершенствоваться, идти в ногу с современными требованиями, техническим прогрессом. Молодой человек должен быть подготовлен и с нравственных позиций. Это важно.

Особую роль наставничество приобрело в российской педагогике. В середине XIX века о проблемах наставничества размышлял Ушинский К. Д. В России обучать начинающих трудовую деятельность методом наставничества начали на производственных предприятиях с целью передачи передовых методов труда «новичкам». Данная система обучения демонстрировалась на международных выставках (Вена, 1873 г., Филадельфия, 1876 г., Париж, 1900 г.).

Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов ХХ века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодёжи. Был даже учрежден почетный знак «Наставник молодёжи» и почётное звание «Заслуженный наставник молодёжи». Считалось, что именно наставничество являлось залогом успешной карьеры.

В 90-е годы переход к рыночным отношениям, смена профессиональных приоритетов и ценностей привели к тому, что наставничество как средство введения молодых специалистов в профессию перестало существовать, и изучение наставничества было прервано.

Сегодня наставничество в России вновь становится актуальным и переживает новый подъём. Наставничество рассматривается как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. В этом и заключается уникальность векового опыта наставничества в России.

Баддинг и коучинг – это разновидность наставничества. Баддинг в переводе означает приятель. Он нацелен на поддержку вновь принятого в организацию работника. Основная задача – поддержка. Баддинг подразумевает полное равноправие участников. Не существует категорий «обучающий и обучающийся».

Коучинг направлен на развитие сотрудника. Переводится как тренировка, репетиторство. Человек называющий себя «коуч» помогает обучающемуся достичь профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития.

Педагог-наставник может использовать в своей работе элементы технологии как баддинга, так и коучинга. Было бы неправильным отказываться от опыта зарубежных подходов к наставничеству. Следует, однако, фильтровать каждый новый зарубежный термин, чтобы не получилось, как с «Болонской системой».

Только на добровольной основе, по мнению Валерия Николаевича, не должно развиваться наставничество. Добровольная основа, в конце концов, тоже приобретает руководителя, подчиняющегося какой-либо структуре. Не везде захотят обучать новичка, поэтому наставничество должно быть вменено в обязанность руководителям образовательных учреждений и предприятий.

Как считает Валерий Николаевич, в работе наставника должно быть уделено внимание к проблемам обучающегося и доброжелательность, но ни в коем случае не «панибратство». В системе наставничества уже все отработано, добавить что-либо другое сложно.

Система наставничества является одним из инструментов образовательного процесса. Развитие института наставничества, на взгляд Валерия Николаевича, будет способствовать совершенствованию системы управления самоорганизацией студенчества, реализации внутреннего потенциала молодежи, формированию конкурентоспособного выпускника.

Просмотров 169