Пшеничная Елена Владимировна

Пшеничная Елена Владимировна – профессор кафедры педиатрии № 1 ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России, д. м. н., доцент. Педагогический стаж – 20 лет.

Интерес к живым существам и их взаимодействию с окружающей средой побудил после окончания школы поступить и закончить биологический факультет Донецкого государственного университета. В последующем продолжила образование и закончила медицинский факультет Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького в 2000 году. Интернатуру прошла на базе Донецкой областной клинической больницы по специальности «Педиатрия» (2000-2001 гг.). После окончания интернатуры работала на кафедре педиатрии ФПО ДонГМУ старшим лаборантом, с 2002 по 2011 г. – ассистентом, с 2011 по 2015 г. доцентом, с 2015 по август 2020 г. – заведующей кафедрой педиатрии ФИПО. С сентября 2020 работала доцентом кафедры педиатрии № 1. В 2008 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Педиатрия» на тему: «Характеристика нарушений ритма сердца и прогноз их осложнений у детей». В 2013 г. получила звание доцента кафедры педиатрии ФИПО. В 2022 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Диагностика субклинических форм сердечно-сосудистой патологии и профилактика кардиальных осложнений у мальчиков-подростков предпризывного возраста». С января 2023 г. по настоящее время работает профессором кафедры педиатрии № 1 ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России. Врачебный стаж – 23 года. Имеет высшую врачебную квалификационную категорию по педиатрии, детской кардиологии.

Своими наставниками может назвать профессора Остропольца Савелия Савельевича, профессора Нагорную Наталью Владимировну, профессора Прохорова Евгения Викторовича. Учителя Елены Владимировны способствовали формированию её  клинического мышления, получению, а в последующем совершенствованию, навыков общения с пациентами и их родственниками, умению экстренно принимать решение, постоянному саморазвитию и самоорганизации. Самое важное, что старались донести до неё наставники, это необходимость чуткого, душевного обращения с каждым пациентом.

Наставничество в медицине – это неотъемлемое средство передачи знаний, навыков от старшего поколения – младшему, от более опытного специалиста – менее опытному. Наставничество в медицине – часть профессиональной культуры, складывающаяся на протяжении многих веков. Выдающийся отечественный хирург Н. И. Пирогов, размышляя о личности врача-педагога, полагал, что кроме научных знаний, опыта необходимо обладать еще и способностью к самопознанию, саморазвитию, досконально знать человеческую натуру: «…ничто не препятствует молодым людям быть хирургами, но не учителями хирургии. …напрасно думать, что всякий ловкий и искусный хирург может быть и хорошим наставником хирургии». Н. И. Пирогов считал важным, чтобы взаимоотношения наставников и студентов были проникнуты гуманизмом в соответствии с общей целью – быть человеком. К личности преподавателя он предъявляет высокие нравственные требования.

Наставничество как таковое используется в России с начала 30-х гг. XX в. Накопленный опыт доказывает, что эффективно работающая система наставничества дает экономический и социальный эффект, ощутимый для работодателя, работника и государства, заключающийся в ряде моментов: развитие системы адаптации персонала на рабочем месте, передача знаний и формирование трудовых навыков; повышение профессионального уровня и навыков всех сотрудников, вовлеченных в наставничество, включая наставников; повышение производительности труда, уменьшение текучести кадров, рост уровня доходов и профессиональной реализации каждого сотрудника.

В современную трудовую практику, в том числе медицинскую, наряду с наставничеством вошли другие формы поддержки и обучения новых сотрудников: баддинг и коучинг. Баддинг – это программа помощи новичкам, она позволяет как можно быстрее освоиться на новом рабочем месте и в коллективе. Коуч, в отличие от наставника, всегда работает с командой, и его главная задача не опекать отдельных ее участников, помогая советом, а добиться определенного результата, чтобы обучаемый коллектив достиг нужных показателей. Баддинг, коучинг и наставничество приносят пользу не только новичкам, но и самим наставникам, так как, во-первых, обучая, обучаешься сам, а во-вторых, роль «наставника» дает сотруднику ощущение своего более высокого статуса. Внедрение новых технологий, позволяет институту наставничества не только не остаться в прошлом, но, претерпев заметные изменения, оставаться эффективным инструментом управления знаниями.

В настоящее время в российском правовом поле создается система, регулирующая институт наставничества с подробным описанием всех аспектов наставничества и адаптации молодого специалиста в нормативной документации. Однако успех системы наставничества в огромной степени зависит, прежде всего, от того, кто будет являться наставником. Этот человек помимо большого практического опыта и высокого профессионализма должен четко понимать свою роль, быть коммуникабельным, уметь передавать смысл своих идей, иметь авторитет среди коллег, быть эмоционально уравновешенным, иметь волевой ресурс и организаторские способности, относиться к делу с творческим подходом и позитивным настроем. Наставник должен иметь готовность и желание передать свой опыт молодым, но самое главное – он должен уметь это делать.

В своей ежедневной деятельности Елена Владимировна делится с молодыми коллегами знаниями и навыками. На её взгляд, наиболее эффективный метод становления хорошего специалиста, это работа у постели больного. Совместное ведение пациентов с молодыми врачами полезно и всем задействованным сторонам.

Сегодня система образования может быть охарактеризована как «время инноваций». И это очевидно, ведь как показывает статистика, инновации в профессиональных технологиях, интеграция научных знаний, рост различных прикладных задач междисциплинарного направления ставят перед системой профессионального образования задачу: подготовить специалиста, готового к самосовершенствованию, творческому созидательному действию в постоянно обновляемой профессиональной деятельности. Поэтому тема наставничества наравне с инновационными технологиями не теряет свою актуальность и будет развиваться как метод и способ адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности.

 

Просмотров 266