Сулаева О.Н. (19-21.04.2012, Берген, Норвегия)
Тематика конференции «Оценка докторских программ»
Организатор конференции – ORPHEUS – европейская организация разработки и гармонизации докторских программ в медицине
Вопросы, обсуждаемые на конференции
1. Необходимость стандартизации программ последипломного обучения
2. Направления и стратегия развития PhD образования
3. Основные принципы организации и развития PhD программ
4. Оценка PhD программ
5. Примеры PhD программ в разных странах Европы и США.
Существующие варианты PhD программ в Европе
1) Длительность 3-4 года:
3 года – для исследователей
4 года – для преподавателей
— вариации в зависимости от вида аспирантуры – очная, заочная
2) Содержание
2 варианта:
— по специализации: для теоретиков – биомедицина, для клиницистов здравоохранение
— по научной профилизации: согласно приоритетных направлений развития университета и реально разрабатываемых и финансируемых научных проектов – индивидуально в каждом университете
3) Насыщенность программ в кредитах — широкие вариации с учетом министерских требований страны:
— от 22 кредитов до 60 кредитов
Наиболее частый вариант – 30 кредитов
4) Администрирование – реализация программы включает участие нескольких субъектов
— аспирант или соискатель
— руководители – как правило, их два – супервайзер, определяющий основное научное направление и конечный результат + подчиненный супервайзер контактирующий с аспирантом в ключевых точках программы
— координаторы – администраторы – разрабатывают или индивидуализируют программу – варианты-комбинации курсов-тренингов с выходом на необходимое количество часов, они же отвечают за сроки контроля – посредники между аспирантом и курсами обучения.
5) Виды деятельности, предусмотренные программами:
— Базовые курсы: лекции + семинары
— тренинги (workshops)
— journal clubs
— работа в лабораториях
6) Контроль
— текущий – по завершении каждого курса – тесты или демонстрация навыка (для тренинга)
— check-points вначале, в середине проекта, по завершении программы
7) Эффективность PhD программы
— по завершению полной программы обучения – около 80%
— по защите диссертации, научного проекта – от 60 до 84% в разных университетах.
Оценка PhD программ реализуется на 3 ключевых уровнях:
1. Внутренняя оценка – происходит на уровне университета и включает:
— оценку — отбор кандидатов в аспирантуру (конкурс)
— супервайзера
— администрирования
— условия реализации программы обучения научного проекта на уровне кафедры, факультета, университета
— наличие материальной технческой базы и финансирования.
2. Внешняя оценка предполагает оценку другими университетами и министерством
— реализуется только послу внутренней оценки
— внешний аудит с привлечением 2 независимых представителей из университетов, близких по научной тематике, + представителей социальных структур + представители индустриального сектора
— по сути это уровень национальной аккредитации
— предполагает оценку качества с учетом научного выхода (публикации) и суммарной эффективности
3. Международная оценка и маркировка ОРФЕУСом
— качество программ
— согласно европейским стандартам
— эффективность научной продукции
— уровень мобильности и трудоустройства аспирантов.
При обсуждении разных вариантов программ постдипломного обучения обращали внимание на баланс между процессом обучения и научного исследования
1. Условием развития науки является научное исследование
2. Качество научного исследования зависит от уровня подготовки знаний аспиранта
3. Адекватное обучение основам научного исследования является принципиальным условием разработки и волнения эффективных научных проектов
Какие навыки нужны PhD кандидату и обязательно должны быть в программе?
— навыки работы с источниками информации (книги, журналы, дистанционные варианты, поисковые базы)
— навыки анализа информации
— навыки общения, дискуссии
— навыки лабораторной работы
— разработка и управление научным исследованием
— анализ полученных результатов и формы их представления
— подготовка научной публикации
— презентации результатов (устно и мультимедия)
Заключение
Повышение качества научных исследований и развитие высшей школы в целом зависит от наличия и качества программы обучения в аспирантуре (докторских программ)
Украина (и ДонНМУ) нуждается в реорганизации подготовки научных кадров и разработке программ постдипломного обучения научных и научно-педагогических сотрудников с учетом национального законодательства и европейских стандартов качества.
Более детальную информацию о конференции можно получить на сайте
http://www.orpheus2012.org/en/scientificprogrammespeakers
Ознакомиться со стандартами оценки докторских программ, постулируемых ORPHEUS можно здесь: http://www.orpheus-med.org/images/stories/documents/ORPHEUS-AMSE-WFME-standards-for-PhD-education.pdf