Коллегия Минздрава ДНР наметила перспективы
В Министерстве здравоохранения прошло заседание коллегии ведомства, на котором были подведены итоги работы системы охраны здоровья жителей Республики за 2014 год, а также намечены планы на ближайшую перспективу.
Открывая заседание, министр здравоохранения Виктор Кучковой сказал: «Для всех нас прошедший год, наверное, стал одновременно и самым значимым и самым трудным. Безусловно, 2014 год войдет в историю как год провозглашения и становления нового государства – Донецкой Народной Республики, образования институтов государственной власти, министерств и ведомств, создания новой социальной инфраструктуры. В этой связи 2014 год нужно рассматривать как период формирования новой системы здравоохранения Республики».
Сухие статистические данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний момент в сети функционирует 200 учреждений здравоохранения, из них на первичном уровне – 36 Центров первичной медико-санитарной помощи, в состав которых входят 211 амбулаторий, 136 ФАПов и ФП. Вторичный уровень оказания медицинской помощи представлен 116 учреждениями (ЦГБ, ЦРБ, ГБ, самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения и специализированные ЛПУ городов и районов). Третичный уровень (высокоспециализированная медицинская помощь) формируют 21 учреждение, такие как: ДОКТМО, ИНВХ им. В.К. Гусака, республиканская детская клиническая больница и республиканские специализированные центры и больницы.
Функционирует Республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, оказывающий экстренную и высококвалифицированную консультативную медицинскую помощь.
Кроме того, в Республике работают 26 прочих учреждений здравоохранения, в том числе 3 Республиканских центра санэпидслужбы, служба по контролю за лекарственными средствами, информационно-аналитические центры, центры здоровья, 4 санатория, 3 дома ребенка.
Таким образом, сохранены практически все типы учреждений здравоохранения, что позволяет оказывать населению Донецкой Народной Республики все виды медицинской помощи.
Как отмечалось в докладе, на формирование основных показателей состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения в 2014 году оказало негативное влияние проведение боевых действий, вынужденная миграция населения за пределы региона, отсутствие стабильного финансирования отрасли и прекращение государством Украина социальных выплат населению.
И все же Министерством здравоохранения за прошлый год было немало сделано. Удалось сохранить сеть, включающую все функционирующие на территории Республики учреждения здравоохранения. Были утверждены положения учреждений, проведена их юридическая регистрация, открытие счетов в Центральном Республиканском Банке, что позволило начать осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.
Проведена большая работа по формированию бюджета отрасли. Налажено четкое взаимодействие с ЦУВом, международными общественными и благотворительными организациями по вопросам восстановления поврежденных объектов здравоохранения, получения и распределения гуманитарной помощи. Обеспечена бесперебойная работа службы экстренной медицинской помощи, подразделений лечебных учреждений оказывающих ургентную помощь, родильных и педиатрических стационаров. Целевое обеспечение медикаментами стационарных отделений позволяет оказывать экстренную помощь пациентам в полном объеме. Решены вопросы обеспечения различных категорий пациентов инсулином, онкологическими и антиретровирусными препаратами, а также расходными материалами для гемодиализа, хранения цельной крови и препаратов крови.
Министерством разработан и утвержден порядок оборота наркопсихотропных средств, что позволило обеспечить паллиативное лечение онкологических больных, противорецидивное лечение больных эпилепсией. Было централизовано и упорядочено формирование заявки на препараты для наркоза и нарко-психотропную группу, что в условиях их дефицита позволило обеспечить проведение ургентных оперативных вмешательств и экстренной медицинской помощи при острых, угрожающих жизни состояниях.
Не менее важно то, что были решены вопросы по обеспечению детей первого года специальным детским питанием в стационарах. Разработан и утвержден порядок получения и распределения гуманитарной помощи, что позволило упорядочить обеспечение лечебных учреждений продуктами питания и медикаментами.
Сегодня специалистами Министерства проводится активная работа по разработке нормативно-правовых документов. Приняты законы «О судебно-экспертной деятельности», «О донорстве крови и ее компонентах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», подготовлены проекты закона «Основы законодательства о здравоохранении», постановлений Совета Министров о лицензировании медицинской практики и фармацевтической деятельности, что позволит ввести работу учреждений здравоохранения и фармации в рамки правового поля.
Немало сделано Министерством в направлении обновления кадрового потенциала отрасли. Донецкий Национальный медицинский университет им. М. Горького, колледжи и медицинские училища преданы в ведение Министерства здравоохранения, что позволит более предметно планировать подготовку медицинских кадров.
В числе приоритетных направлений работы Министерства – преобразования на фармацевтическом рынке. Путем слияния с Государственным предприятием Республиканский центр «Торговый дом «Лекарства Донбасса» реорганизовано Государственное предприятие «Фармация».
Не менее серьезные усилия сотрудников ведомства сосредоточены сегодня на укреплении финансовой системы отрасли, принимаются меры для упорядочения выплаты заработной платы медицинским работникам, нарабатывается новая нормативная база по оплате труда.
К сожалению, в течение 2014 года показатели состояния здоровья населения не имели тенденции к улучшению. Сохранялся высокий уровень смертности, что в сочетании с низкой рождаемостью привело к убыли населения. Это обусловлено снижением доступности амбулаторно-поликлинической помощи в период проведения боевых действий, невозможностью проведения профилактических мероприятий, миграцией населения из зоны боевых.
Более 67% в структуре смертности населения приходилось на хронические неинфекционные заболевания, остался высоким показатель материнской смертности.
Продолжает оставаться на низком уровне ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения.
На сегодняшний день не укомплектованы более трети штатных должностей врачей. Республике нужно 4828 врачей различных специальностей.
В результате боевых действий разрушения получили 73 учреждения здравоохранения из 200. Повреждено либо утрачено 268 единиц компьютерной техники, 270 автомобилей, 1260 единиц медицинского оборудования, стоимостью на миллионы гривен.
Вместе с тем, имеются значительные резервы для оптимизации в 2015 году коечного фонда Республики с учетом имеющихся ресурсов и исходя из фактической потребности населения.
В отчетном докладе и последующих выступлениях прозвучала главная мысль: медицину, как отрасль, удалось не только сохранить в условиях целенаправленного уничтожения существующей инфраструктуры в результате обстрелов, но и придать ей совершенно новый импульс для последующего развития.
Как считает министр здравоохранения Виктор Кучковой, помимо сохранения системы здравоохранения, министерство здравоохранения должно обеспечить ее оптимизацию и дальнейшее развитие. Поэтому Министерством Здравоохранения предусмотрено решение целого комплекса задач. Планируется обеспечить надлежащую доступность первичной медицинской помощи, усилить профилактическую направленность в работе учреждений здравоохранения первичного уровня путем максимального охвата всех категорий населения профилактическими осмотрами и проведения своевременной диспансеризации лиц, страдающих хроническими заболеваниями, а также обеспечить широкое использование в работе учреждений здравоохранения здоровье-сберегающих технологий.
Основными принципами, на которых должна основываться модернизация здравоохранения должны стать:
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
доступность и качество медицинской помощи;
инновационное развитие;
открытость в диалоге с обществом.
В 2015 году министерство здравоохранения будет стремиться к снижению: общей смертности населения на 0,5%; младенческой смертности на 1,5%; материнской смертности до 18,5 на 100 тыс. живорожденных; смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 0,5%; одногодичной летальности при злокачественных новообразованиях на 0,5%; смертности от туберкулеза на 1%. А главным результатом этой работы должно быть обеспечение реализации в максимально возможном объеме прав граждан на качественную и доступную медицинскую помощь.
Подводя итоги коллегии, Виктор Кучковой выразил благодарность всем коллегам за то, что, благодаря их усилиям, в это непростое время всем вместе удалось сохранить целостную систему здравоохранения, за самоотверженный труд и преданность врачебному долгу.
Пресс-служба Минздрава ДНР