Чайка Владимир Кириллович – заведующий кафедрой акушерства, гинекологии, перинатологии, детской и подростковой гинекологии ФИПО ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России, д. м. н., профессор. Окончил Донецкий государственный медицинский институт им. М. Горького по специальности «Врач-лечебник» в 1962 г. С 1983 г. доктор медицинских наук по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология»; в 1985 г. присвоено ученое звание профессора. Полный кавалер Ордена Шахтерской Славы, Полный кавалер Ордена «За заслуги», Заслуженный деятель науки и техники Украины, член-корреспондент НАМН Украины, Лауреат международного рейтинга «Золотая Фортуна», Почетный гражданин Волноваха, Почетный гражданин Донецка, Почетный работник науки и технологий Донецкой Народной Республики, Заслуженный врач Донецкой Народной Республики. Основное место работы: заведующий кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии, детской и подростковой гинекологии ФИПО ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России. Педагогический стаж 55 лет.
1965-1968 гг. – обучение в аспирантуре на кафедре акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей ДонГМИ им. Горького. В 1965 году подал заявление в аспирантуру, вскоре кандидатуру Владимира Кирилловича утвердили, и с сентября вышел аспирантом на кафедру акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей, которой заведовал в то время профессор Вишневский Александр Александрович.
У Владимира Кирилловича не было честолюбивых мыслей стать профессором или академиком, он просто горел желанием совершенствоваться, глубже понять свою дисциплину. Именно это было самым важным мотивом.
1968 г. – защита кандидатской диссертации «Клинико-гистерографические особенности сократительной деятельности матки при поздних токсикозах беременности», окончание аспирантуры, работа на кафедре акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей сначала ассистентом, а затем доцентом.
Работа ассистента – это непростая триада, включающая учебную работу: преподавание в группах по 5-6 человек курсантов; лечебную работу в отделениях и дежурства по роддому; научная деятельность. Имея по 3 года стажа практического врача и в аспирантуре, ему приходилось обучать врачей с трудовым стажем от 5 до 40 лет. И для того, чтобы достойно выглядеть на фоне своих учащихся, Владимир Кириллович постоянно восполнял пробелы в знаниях и учил заново все акушерство.
Учитель – профессор Вишневский А. А. был неординарный человек и очень хороший хирург. В силу некоторых обстоятельств он вынужден был уехать в Иркутск, а кафедру возглавил Евгений Васильевич Молжанинов. Помнит, он как-то спросил Владимира Кирилловича, нет ли кого-нибудь на примете, чтобы взять на кафедру на имеющуюся ставку ассистента. И он сразу же предложил Белоусова Г. В., и таким образом, с «его первооткрывателем» (можно так выразиться, потому что именно он убедил Владимира Кирилловича идти в науку, а не останавливаться на лечебной работе) Геннадием Васильевичем они стали работать вместе на одной кафедре. Всю жизнь их связывали дружеские отношения.
Заведующий кафедрой профессор Молжанинов Е. В. был чрезвычайно увлечен усовершенствованием своих приборов, дыхательной и кислородной аппаратуры, в реализации собственных идей и отстаивании своей точки зрения, но отличался четкой последовательностью и колоссальной работоспособностью. Это был настоящий «трудоголик». Участник Великой Отечественной войны, он оставил глубокий положительный след в жизни всех, кому довелось работать под его руководством.
Профессиональная карьера Владимира Кирилловича начиналась под созвездием таких светил акушерства, как: Жмакин Константин Александрович – первый заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с момента создания Донецкого медицинского института; Сидоров Павел Петрович, Мирошниченко Всеволод Петрович, Карпушин Василий Павлович, Мирович Давид Юрьевич, Молжанинов Евгений Васильевич, Вишневский Александр Александрович, Голубев Анатолий Петрович – участники Великой Отечественной войны, известные профессора послевоенных лет.
Если подумать, все эти люди заложили основу, подготовили фундамент, задали направление пути – их стараниями, колоссальным трудом наша акушерская школа стала довольно сильной.
На первое место Владимир Кириллович ставит задачу кадрового восполнения клиники в ближайшие 2-3 года. На сегодня уже практически подготовлены 3 докторские диссертации и 5-6 кандидатских. Но дело не только в количестве диссертаций. Мы всегда должны готовить настоящих профессионалов своего дела, которые будут интенсивно работать и спасать тяжелых больных.
Второе. Нам, конечно, предстоит смена поколений. И к ней надо готовиться. Молодежь, пришедшая в клинику в последние 2-3 года, за период военных действий, показывает неплохие результаты и интенсивно прогрессирует. Не менее продуманно нам надо готовить врачей и на руководящие должности, которые смогут принять смелое решение в кабинете, после этого так же войти в операционную и успешно справиться с любой патологией.
Уникальность векового опыта наставничества в России заключается в обучении новичка профессиональным навыкам. Это древнейший институт человеческих взаимоотношений. В России наставничество есть предметом особого внимания.
Наставник – это человек, который идет с вами по жизни, следит за вашими успехами и обучает вас. Подбирает книги, обсуждает с вами стратегию, если это необходимо. Наставник– это человек, который уже достиг той цели, которую вы еще только ставите перед собой. А зарубежный опыт меняет понятия наставничества, это нужно понимать. Коучинг не предполагает обучение. Коуч – это не учитель.
Еще древнегреческий философ Сократ считал, что главной задачей наставника является пробуждение мощных душевных сил подопечного. Поэтому наставник помогает в самозарождении истины в сознании ученика. Как считает Владимир Кириллович, его обязанность, раскрыть потенциал человека, определить его сильные и слабые стороны и указать направление для развития, но все это возможно только на добровольной основе.
Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя-наставника. Владимиру Кирилловичу важна профессиональная адаптация личности и речь не только о классическом образовании.
Актуальность системы наставничества подтверждается как на государственном уровне, так и на уровне профессионального образования, несмотря на некоторую правовую фрагментарность. Перспективы развития не ограничены, они позволят нам непосредственно на рабочем месте аккумулировать и передать профессиональный опыт и знания молодым специалистам и повысить уровень профессионального мастерства работников.